Выступление на школьном методическом объединении, май 2011 год.

«АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»

Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учащихся из начальной школы – это сложный период для пятиклассников, который длится, в основном ,1четверть, и со стороны классного руководителя и учителей-предметников эти дети требуют особого внимания. С понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Несмотря на то, что изучение английского языка начинается во втором классе, уроки иностранного языка для пятиклассников являются новой ступенью. Во-первых, происходит увеличение часов английского языка (в нашей школе в начальных классах-1 час в неделю, в 5 классе- 3 часа в неделю),во-вторых, в 5 классе начинается изучение грамматики и возрастает объем лексических единиц ,предъявляется 1200 слов и словосочетаний. Для меня совершенно ясно, что ученики не заговорят на английском языке так, как того требует программа. Начиная работать в 5 классе я поставила перед собой три вопроса: Кого учить? Чему учить? Как учить?

Итак, кого учить?

Давайте еще раз посмотрим на особенности учащихся 5 класса.

- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития ,причинами которого являются педагогическая запущенность, пропуски занятий, органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга;

-отсутствие познавательного интереса (с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое препровождение)

- не сформированы элементарные организационные навыки (для учащихся характерен дефицит внимания с гиперактивностью, признаками которых являются отвлекаемость, подвижность, неусид-чивость)

- несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать воле вые усилия для выполнения учебных задач

- для учащихся характерны конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий в учебной деятельности, что требует индивидуального подхода с психологической и педагогичес-кой (в плане обучения) точки зрения

- нет опоры на родителей как союзников учителей-предметников

Так как одним из признаков успешной адаптации является удовлетворенность ученика процессом обучения, т.е. ученику понятно, интересно, он справляется с заданиями и видит результат своей работы.


Ответ на вопросы «Чему учить?» и «Как учить?» я нашла в постановке цели на общее развитие. На первое место я поставила задачу развития мышления детей, памяти, речи, активизации их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире английский язык способствует как никакой другой предмет. Планируя конечный уровень практического владения английским языком, я исхожу из того, что речь детей ограничивается уровнем бытовых потребностей, небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна.

Следовательно сложные грамматические конструкции на английском языке такими детьми усвоены не будут ,так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Приоритетным видом деятельности является чтение, умение пользоваться словарем, а также игра как двигательная активность, сопровождающаяся языком материалом.

Требования к изучению английского языка снижены, оценивание учащихся идет не столько по достигнутым результатам, а за старания и усилия.

В 5 классе при планировании уроков я руководствуюсь принципами развивающего обучения. Остановлюсь на некоторых из них:

1 Принцип-динамичность восприятия. Я предлагаю задания по степени нарастающей трудности. Важно, чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шаг этого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой для ученика. Задания предполагают использование различных доминантных анализаторов. Слуховой анализатор-если я задаю вопрос то, прежде всего, даю свой вариант ответа на него. Для одних учеников-это образец для повтора, а для других-модель для составления собственного предложения. Зрительный анализатор- использование наглядности-опорные таблицы, схемы перед глазами.

2 Принцип продуктивной обработки информации. Я даю задания на самостоятельную обработку информации и языковую догадку (презентация про семью Симпсонов)

Перенос показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание (учимся работать по аналогии по образцу, рассказал про друга, расскажи о папе.

3 Развитие и коррекция высших психических функции. Реализуя этот принцип на уроке я включаю специальные упражнения на развитие внимания, памяти, аудирования навыков чтения и говорения.(презентация игры-тренажеры)

4 Принцип мотивации к учению. Задание должно быть четким, Чтобы учащиеся понимали, что они должны сделать, чтобы получить результат. Ученик должен быть уверен, что он всегда может воспользоваться подсказкой, опорой(забыл-повторю-вспомню-сделаю)

С целью повышения интереса к английскому языку я ввожу занимательные элементы в свои уроки (игры, рифмовки, песенки, кроссворды, анаграммы)

Использование компьютерных технологий позволяют сделать уроки разнообразными и насыщенными по формам деятельности ,помогают привлекать пассивных слушателей, делать занятия более наглядными, обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами.

Но никакие новейшие технологии не смогут заменить на уроке учителя. Лишь учитель со своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать психологически комфортную обстановку на уроке.

Таким образом, создание оптимальных условий для учеников на уроке способствует адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.