Здоровьесберегающие технологии
на уроках русского языка и литературы
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это
рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса
являются:
• Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая
затраты времени на выполнение домашних заданий;
• Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
• Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической
культуры, спортивные мероприятия и т.п
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока
в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной
деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического
напряжения, я провожу физкультминутки, , кроме того, определяю и фиксирую
психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу
за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду
работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного
проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение
упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю,
желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке,
чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что
здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и
сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории,
технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И выстроила концепцию
здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой:
Здоровьесберегающее обучение
направлено на обеспечение
психического здоровья учащихся;
достигается через
ü учет особенностей
класса (изучение и понимание человека);
ü создание
благоприятного психологического фона на уроке;
ü использование приемов,
способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
ü создание условий для самовыражения учащихся;
ü инициацию разнообразных видов деятельности;
ü предупреждение
гиподинамии
Приводит к
предотвращению
усталости и утомляемости;
повышению мотивации к
учебной деятельности;
прирост учебных достижений.
Для того чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в
педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по
их здоровьесберегающей направленности.
Хочу привести оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в
центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить
комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно
рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и
укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов
учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера
в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования,
терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации
отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку
зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют
формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня
психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации
обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и
способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно
помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать
с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее
продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению
здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и
условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной
школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором
должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной
проблемы.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в
формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование
и осуществление каждого урока.
Структурными элементами моих уроков выступают:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако
комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все
элементы от приветствия до прощания.
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в
качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт,
разные его виды, туризм.
При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с
последующим его обсуждением.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие
детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в
разные периоды.
На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об
их сохранении
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению
показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в
коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и
интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и
происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического
творчества.
.