"Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского
языка и литературы"
Условия возникновения,
становления опыта.
Современная педагогика все чаще
обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к
самоопределению и самореализации. Необходимость развития личности каждого
ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств - основная цель
школьного образования. Новые методики, программы, технологии не должны
становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и
чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет
использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации,
быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских,
профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а
научить учиться.
Русский язык и литература традиционно
считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в
своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит
о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть
необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим
ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (
каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере.
Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в
котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает"
новый материал , быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается
именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не
хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать
учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и
только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если
ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и
неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не
дается - это его проблемы.
Моя задача - создать условия для
самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и
способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.
Из перечисленных проблем возникла необходимость
поиска альтернативы традиционным методам, так как традиционная система
образования не дает возможности широко осуществлять личностно ориентированный
подход к учащимся.
В своей
педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
Обозначить
проблемы - полдела, а вот найти пути их решения?!
Где искать?
В методической литературе, в педагогическом опыте, позволившем решить эти проблемы
и устранить противоречия:
Актуальность
и перспективность опыта.
Исходя из
выше изложенного, необходимо было выбрать технологию обучения, которая
позволила бы практически решить эти противоречия, создать условия для развития
способностей учащихся к самообразованию и самореализации.
В связи с
этим я считаю целесообразным перейти
Теоретическая
база опыта
В своем
опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при
совместной работе учителя и ученика (гуманно личностная технология
Ш.А.Амонашвили), на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков). В своей
работе опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве, разработанный в
университете Джона Хопкинса "Обучение в команде"(Р.Славин, Р.и
Д.Джонсон, Дж .Аронсон). Теоретической базой для моей педагогической
деятельности послужили также работы И.С. Якиманской по личностно
ориентированному развивающему обучению. "Преподавание литературы как
предмета, формирующего человека" Е.Н.Ильина и использую отдельные методики
коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко.
Внедрение
учителем русского языка и литературы в практическую деятельность обучения в
сотрудничестве обеспечит:
Главным в
условиях обучения в сотрудничестве является то, чтобы помочь товарищу, вместе
решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи.
Главная идея
обучения в сотрудничестве - учиться вместе. А не просто что-то выполнять
вместе!
Сущность
опыта
Обучение в
сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные
возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои
собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных
возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.
Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для
достижения своего уровня, то будет справедливо , если их усилия ( в группе)
будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель
приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной ,
исследовательской , творческой деятельности учащихся. Его задача больше не
сводится к передаче суммы знаний и опыта.
Роль учителя
- помочь ученикам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить
полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.
Новизна
Применяю
элементы технологии обучения в сотрудничестве, делая ставку на работу в малых
группах, основываясь на принцип вариативности, дающий возможность выбирать,
компоновать известные элементы с собственными разработками. Технология должна
постоянно обновляться новыми методами и приемами, а проверка этих внедрений -
результаты работ ребят.
Продуктивность
опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между
учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя
восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные
возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и
воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Трудоемкость
опыта определяется следующими составляющими:
Адресная
направленность, возможность внедрения опыта
Обучение в
сотрудничестве приемлемо для использования в любом образовательном учреждении.
Возможность внедрения опыта заключается в организации и управлении обучения к
особенностям малых групп учащихся, ее контроль представляют интересную область
поиска для любого творчески работающего учителя.
Желание
учителя, достаточное наличие учебно-методического комплекса: карточек - заданий
для малых групп, специальных дидактических материалов -делают возможным
освоение данного опыта.
Технология
опыта
С чего же
начать? А начинать нужно с планировки помещения, с размещения рабочих мест
детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной
деятельности. Для этого они должны, конечно же, видеть лица друг друга. Ставим
столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по два стола (для
работы в четверках, шестерках). И именно это будет определять приоритетные виды
деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность.
Следующий
шаг - обучение культуре общения в группе.
Для этого я
разработала памятку работы в группе:
Работа в малых группах
|
Что же
дальше? Деление класса на группы (поначалу группы не стоит делать большими). В
каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и
девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся
в группах. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они
должны знать, какие могут быть роли ( лучше записать на доске):
оформителя
(отвечающего за чистоту и эстетику оформления) и т.д.
Возможны разные варианты метода
обучения в сотрудничестве:
В своей
работе я использую метод обучения в команде, отдельными
формами которого являются:
Содержание
работы по внедрению технологии обучения в сотрудничестве предполагает несколько
этапов:
1.
Организационный - происходит формирование групп с учетом уровня
обученности, личных симпатий учеников друг к другу; происходит размещение
учащихся по рабочим местам, что способствует общению в процессе совместной
деятельности; повторяется памятка "Работа в малых группах".
2. Этап
выполнения задания - определяется учебно-познавательная цель;
происходит определение вида деятельности группы; распределение заданий по
группам; деление заданий на логические части; распределение ролей среди
учащихся каждой группы", выполнение заданий по принципу "
вертушки", "пилы" либо по частям.
3. Этап
обсуждения заданий группами - включает в себя
выступления групп.
4. Анализ и
контроль -
учащиеся выполняют самостоятельно предложенное задание. Учитель может провести
проверочную работу, дать индивидуальные тесты.
5.
Обсуждение достигнутых результатов - учащиеся
сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления.
Учитель подводит итог урока, формулирует выводы.
Варианты
применения на практике элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского
языка и литературы:
Обучение
чтению: в группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель
работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу;
составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по
тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.
На уроках
русского языка и литературы в 6 - 7 классах я использую метод сотрудничества
при проверке домашнего задания (как правило, в начале урока). Ребятам
предлагается " по вертушке" или иным способом проверить правильность
выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик
аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно
исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление.
Затем ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписавшись под
выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот
теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из
трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.
Метод
обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом,
т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом,
приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической
работе.
Урок по теме
"Причастие".
Учащимся
6-го класса предлагаю в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом,
используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он
медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а
другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух
нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема
отображает ключевые слова-понятия: "Причастие- форма глагола", затем
грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся
примеры.
Таким
образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимости различных признаков
глагольной формы - причастия. Их задача - не просто установить эти зависимости,
но и сформулировать правила и привести собственные примеры. При изучении этой
темы можно провести дискуссию, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение в
отношении того, что же такое причастие, аргументировать ее. Выступают все члены
каждой группы. В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение на
тему " Причастие", жанр выбирают сами.
Усвоение
нового материала
После того,
как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются в группы по
три-четыре ученика. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового
материала.
Вариант 1
Каждой
группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов (заданий
к ним, на которые должна ответить эта группа). Учащиеся читают текст,
знакомятся с проблемой и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет
разбираться (по методу "пилы") с тем, чтобы затем выполнить часть
общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному
вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик
группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.
Когда группы
справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют
все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняют друг друга. Отметки за этот
вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные
формы взаимопомощи и результативность сотрудничества.
Вариант 2
Учащимся
предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Но при
этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно
и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В
конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и
оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
Вариант 2
можно использовать в старших классах при изучении биографического материала.
Например, в теме "Биография выдающегося писателя (Ф.И.О.)можно выделить
ранние годы жизни, творчество этого периода, последние годы жизни и т.д. Каждый
член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот
же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются
информацией по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов".
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали о своей
части задания.
Я считаю,
что такой метод дает возможность освоить материал всех фрагментов и таким
образом изучить всю биографию писателя. Нужно только внимательно слушать
партнера по команде и делать записи в тетрадях.
На
заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на
любой вопрос или предложить тест.
Совокупность
всех перечисленных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет
наиболее полно реализовать личностно ориентированный подход в различных
педагогических ситуациях.
Использование
элементов технологии обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и
литературы способствует повышению:
Из этого
следует, что использование технологии обучения в сотрудничестве способствует повышению
эффективности уроков русского языка и литературы.
Используемая
литература.