Памятка
школьникам по поведению при
возникновении угрозы
совершения террористического
акта
(обнаружение взрывного
устройства)
«Террор» в переводе с латинского означает «страх»,
"ужас». Терроризм – война без правил, война без линии фронта, жестокая и
бесчеловечная, потому что главный удар противник наносит по мирному населению.
Ни этических, ни моральных границ у терроризма нет. Террористы ни перед чем не
останавливаются для достижения своих целей. Наоборот, чтобы максимально
привлечь к себе внимание, посеять панику среди населения, они наращивают
масштабы и дерзость своих акций, стремятся увеличить количество жертв.
Терроризм называют
чумой ХХ века. В условиях быстрого совершенствования разных видов оружия,
прежде всего оружия массового поражения, терроризм подобно смертельной болезни
распространился по всей планете. И в XXI веке никто не застрахован от того, что
в любой момент может стать жертвой теракта, поскольку с началом нового столетия
не исчезли те явления, которые порождают террор: социальная неустойчивость в
мире, межнациональные конфликты, и связанный с ними крайний национализм,
экономическая отсталость отдельных народов и религиозный фанатизм. Терроризм
страшен уже тем, что он непредсказуем. Крайне сложно предположить когда, где и
насколько чудовищный по своей жестокости удар нанесут террористы в следующий
раз.
Часто для совершения
террористических актов преступники используют взрывчатые вещества: тротил,
гексоген, пластид, нитроглицерин, и т.д.
Как защитить себя,
уберечь свое здоровье и жизнь, спасти родных и друзей в случае возникновения
чрезвычайной ситуации, должен знать каждый.
Изучи эту информацию
и позаботься о том, чтобы с ней ознакомились твои одноклассники, друзья.
Находясь в
общественном месте (улице, парке, вокзале), совершая поездки в общественном
транспорте, обращай внимание на оставленные сумки, портфели, пакеты, свертки
или другие бесхозные предметы. В них могут находиться взрывные устройства.
Обнаружив забытую или
бесхозную вещь, спроси у людей, находящихся рядом, не принадлежит ли она им.
Попробуй с помощью взрослых установить, кому она принадлежит или кто ее мог
оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите об этом. В первую
очередь и в обязательном порядке нужно позвонить в милицию по телефону 02/
Если предмет
обнаружен в транспорте (машине, автобусе, поезде) поставь в известность
водителя и кондуктора.
Если подозрительный
предмет найден в учреждении (например, в школе), то о находке обязательно
должен быть оповещен руководитель учреждения (директор, завуч).
Ни в коем случае не
пытайся самостоятельно исследовать находку. Взрыватель может вызвать
срабатывание взрывного устройства при любом внешнем воздействии: нажатии,
ударе, прокалывании, трении, нагреве, снятии нагрузки, даже просвечивании ярким
светом.
Если ты видел, кто
оставил подозрительный предмет, запомни, как выглядит этот человек, куда он
пошел. Попроси охранника школы принять меры к его задержанию.
При проведении
эвакуации из здания напомни учителю или другому ответственному сотруднику
администрации о том, что необходимо отключить электричество, электроприборы,
перекрыть водопровод и систему отопления. Двери и окна нужно оставить открытыми
– это уменьшит силу взрывной волны. Эвакуируясь, нужно опасаться падения
штукатурки, арматуры, шкафов, полок, держаться в стороне от окон, застекленных
дверей, зеркал, светильников.
При обнаружении
постороннего предмета тебе необходимо:
- не трогать, не
вскрывать и не передвигать находку, не позволять делать этого другим, особенно
учащимся младших классов;
- сохранять
спокойствие и хладнокровие, помнить о том, что твоя нервозность, растерянный
вид или неадекватные действия могут послужить причиной паники среди окружающих;
- зафиксировать
(запомнить или записать) время обнаружения, принять меры к тому, чтобы люди
отошли как можно дальше, отойти самому;
- обязательно
дождаться прибытия милиции, МЧС, ФСБ и предельно точно и четко сообщить
имеющуюся информацию.
- строго выполнять
указания работников школьной администрации и сотрудников правоохранительных
органов.
Знай, что в качестве
камуфляжа для взрывных устройств могут использоваться обычные сумки, пакеты,
свертки, коробки - предметы, нахождение которых в общественном месте не
вызывает подозрений. Часто бомбу маскируют под сотовые телефоны, мелкую бытовую
технику (магнитофоны, плееры), игрушки, футбольные мячи и т.п. расчет
террористов безжалостен и прост: при виде таких бесхозных вещей у людей, а
особенно у детей, возникает соблазн взять их в руки.
Совсем не обязательно
признаком взрывного устройства являются торчащие разноцветные провода и громко
тикающий часовой механизм, как это часто показывают в кино. Столь явные
признаки – скорее всего результат чьей-то глупой шутки. Террористы же, как
правило, гораздо коварнее и изобретательнее. Тем не менее, самый простой
взрыватель делается из обыкновенного будильника. И в этом случае необходимо
принимать все меры безопасности.
Не случайно
милиционеры, пожарные, спасатели со всей серьезностью относятся к любым
сообщениям о заложенных взрывных устройствах и тщательно проверяют информацию.
Лучше тысячу раз перестраховаться, чем один раз совершить роковую ошибку. А
«телефонные террористы» понесут заслуженное наказание. При помощи современной
техники, имеющейся на вооружении спецслужб, найти таких «шутников» не составляет
особого труда.
Помни, что любой
предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для
жизни!
Реалии сегодняшней
жизни таковы, что опасность может поджидать нас повсюду. Правила поведения при
возникновении чрезвычайной ситуации, как видишь, очень просты. Для того, чтобы
запомнить их, не нужно много времени и сил. Но их знание может однажды спасти
жизнь тебе и дорогих тебе людей.