Новым элементом  урока русского языка является мобилизующий этап.  Он проводится в самом  начале урока и   помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме. Следуя рекомендациям Г.А. Бакулиной, составляю упражнения, чтобы с их помощью можно было учащимся  решать следующие задачи:

самостоятельно определять  и  формулировать  темы урока;

повторять  материала и углублять знания по конкретной теме;

совершенствовать  важнейшие качества интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).

Работа с упражнениями начального этапа требует соблюдения ряда условий:

1.  Подбор учебного материала к упражнениям и составление  заданий  к ним осуществляется таким образом, чтобы углубление знаний по лингвистике сочеталось с интенсивной речемыслительной деятельностью.

2. Задания учителя взаимосвязаны единой смысловой линией, которая обеспечивает повторение изученного материала и самостоятельное формулирование школьниками новой темы, предназначенной для изучения.

3.  При выполнении каждого задания от учащихся требуется  логичный доказательный ответ, а  при формулировании темы урока - построение умозаключения.

В качестве пример рассмотрим, как такая работа осуществляется при ознакомлении с темой «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имён существительных»

 

Ход урока

1.                  Мобилизующий этап

На доске написаны слова:

1.                  Ш…пот, …;

2.                  Нож…м, …;

3.                  Друж…к,…

Справка: этаж…м, жуч…к, ш…лк, ноч…нька, плеч…м, ж…лудь.

     Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте к ним задание.

      Надо продолжить ряды слов, добавляя к ним из справки слова с одинаковой орфограммой.

     Учитель. Какие слова можно дописать в первый ряд и почему?

     В первый ряд можно добавить слова шелк и желудь. Это существительные, в корне которых после шипящих ж, ш, щ пишется е, кроме слов-исключений. Написание слов с гласной е можно проверить. Шепот- шепчет, шелк – шелка, желудь – желудевый.

     Учитель. Назовите слова второго ряда.

    Слова второго ряда: этажом, плечом. Это существительные, в окончаниях которых после шипящих и ц пишутся гласные о или е. Под ударением пишется о, без ударения – е. В словах ножом, этажом, плечом пишется о. Она ударная.

2.                  Формулирование темы и цели урока

    Учитель. Прочитайте все слова третьего ряда.

     Дружок, жучок, ноченька.

   Учитель записывает слова на доске полностью, без пропуска гласных в суффиксах.

    Учитель. Назовите их главный общий признак.

     Это имена существительные.

    Учитель. Выделите в них все части слова. Скажите, после каких согласных находится суффикс в этих существительных.

     В этих существительных суффикс находится после шипящих.

     Учитель. Скажите, какие гласные написаны в суффиксах существительных после шипящих. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

      В суффиксах этих существительных после шипящих написаны гласные о и е. Значит, тема сегодняшнего урока – «Гласные о и е после шипящих в суффиксах имен  существительных».

      Учитель пишет тему урока на доске.

       Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1.                  Познакомиться с ….

2.                  Учиться правильно….

Цель урока: познакомиться с правилом правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах имен существительных; учиться правильно писать существительные на данное правило

Тесно связан с мобилизующим этапом следующий  этап  - формулирование учащимися темы и цели урока.

 В 5 классе школьники формулируют цель по опорным фразам, которые вывожу на экран. Самостоятельно сформулированная тема и цель урока повышает уровень субъективизации учебного процесса. У учащихся  создается внутренняя установка  и самоустановка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу.

Следует обязательно сделать явными для учащихся цели их учебной деятельности - выполнение каждого действия на уроке, каждого задания, каждого упражнения. Иначе учебный процесс, организуемый учителем, не “заденет” ученика, не вызовет потребности включиться в него, не будет сформирована мотивация на учебную деятельность.

Опыт работы показывает, что новый этап урока (мобилизующий) и новый вид упражнений способствуют тому, что урок русского языка становится для учащихся более интересным и развивающим, а для учителя более творческим. На таких уроках развивается не только ученик, но и учитель совершенствует своё мастерство.

         Очень важным структурным элементом в уроке русского языка является словарно-орфографическая работа, которая проводится в несколько этапов при непосредственном участии школьников.

Вначале учащиеся определяют новое словарное слово с помощью  специально разработанных упражнений:

 составление искомого слова из его частей;

 определение словарного слова с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова или путем последовательного нахождения и соединения всех его букв;

нахождение слова на основе закономерности подбора исходных слов;

определение слова с помощью разбора слова по составу;

определение слова с помощью шифра или на основе выявления принципа соединения исходных слов и т.д.

Затем ученики находят словарное слово в словаре и записывают его, определяют количество слогов, выделяют ударный слог, подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Важно, чтобы такая работа проводилась систематически, т.к. на экзамене в 9 классе учащимся даётся возможность обращаться к словарю при написании сжатого изложения, но они  им не пользуются, потому что не научены.

В процессе беседы-рассуждения формулируют лексическое значение нового слова, составляют этимологическую справку, наконец, вводят его в активный словарь.

Безусловно, словарная работа развивает не только устную монологическую речь, но и внимание, сообразительность, интуицию, абстрактное мышление.

Осознанная и  активная деятельность учащихся во время изучения нового материала обеспечивается за счёт широкого использования частично-поискового метода. Новые знания не даются школьникам в готовом виде - они должны добыть их в процессе поисковой деятельности.

Учитель готовит исходный учебный материал, предусматривает последовательность мыслительных операций, а на уроке руководит ходом учебных действий. Каждая намеченная им поисковая операция помогает открыть новую грань изучаемого языкового явления и оттачивает умственные способности учащихся. При этом они учатся устанавливать родовую принадлежность данного понятия, выявляют его существенные признаки, формулируют определение, овладевают алгоритмом рассуждения по его распознаванию или отличию от других языковых категорий.

В качестве примера рассмотрим, как такая работа осуществляется при изучении темы «Правописание суффиксов глаголов».

Учитель. Чтобы ответить на вопрос, как не ошибиться в написании суффиксов инфинитива и глаголов в прошедшем  времени, составим алгоритм действий. Для этого рассмотрите запись:

    Н.ф.гл.                         Гл. в прош. вр.               Гл.1 л. в ед. ч. наст. или буд.вр.

              затосковать                     затосковал                                     затоскую

  горевать                            горевал                                             горюю

               рассчитывать                рассчитывал                                  рассчитываю

              поворачивать                   поворачивал                                   поворачиваю

Алгоритм (раздаётся на карточках каждому)

Чтобы правильно написать суффикс в инфинитиве и прош . вр., нужно

            - образовать форму          в …      … ;

            - посмотреть, на что   

 

 

Если на  - …  (- … ), то                                                Если на  -        (-       ), то

в инф. и пр.вр. пишу  - …  (- … ).                  в инф. и пр.вр. пишу -    (-  … ).

Учитель. Пользуясь алгоритмом, поясните один из примеров, приведённых на доске.

Учитель. Сравните наши выводы с материалом, помещённым в учебнике.

На этапе закрепления (повторения, обобщения) изученного, учитывая рекомендации Г.А.Бакулиной, подбираю упражнения комплексные - интеллектуально-лингвистические. Составляю их таким образом, чтобы языковое развитие сочеталось с интеллектуальным, осуществлялось одновременно, в тесной, неразрывной взаимосвязи (построить рассуждение на основе нескольких исходных составляющих: пословиц, фразеологических оборотов, соединить предложения по их типу и смысловой связи и т.д.)


Образец задания при закреплении изученного:

Упражнение

                                        

                                                                                                          ?

      придерж.вать язык                                              огранич.вать свободу действий

связ.вать по рукам и ногам                                поменьше разговар.вать

поворач.ваться спиной                                      присва.вать чужое

наклад.вать лапу                                                  игнорир.вать

танц.вать от печки                                            обессил.вать

вытяг.вать жилы       

 

6 - 1     =      5                                                                           

Учитель. Используем полученные знания на практике. Перед вами упражнение. Прочитайте запись в столбиках, рассмотрите шифр. Сформулируйте задание к упражнению.

К фразеологизмам, данным в 1 столбике, нужно подобрать синонимы среди слов и словосочетаний 2 столбика. Один фразеологизм исключить. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание суффиксов глаголов.

Учитель. Какой фразеологизм вы исключили? По каким признакам?

            Используйте его при выполнении следующего задания.

                         значит начинать с самого (сложного, простого, интересного).

Нужно составить предложение, включив в него данный фразеологизм. Учитывая его значение, выбрать подходящее слово из скобок. Записать, расставить знаки.

Учитель. Выполните синтаксический разбор, объясните постановку запятой. Поясните написание слова по теме урока.

Учитель. Расскажите изученное правило, пользуясь сокращённым алгоритмом. Приведите свои примеры.

                                                          Алгоритм (раздаётся на карточках)

 

В    и      пишу  -     ова-  (- ева-), если в    или    вр. гл. … на  - …  (- … ).

 

В    и      пишу  -     ыва- (- ива-), если в    или    вр. гл. … на  -    (-  …).

.

Лингвистическая компетенция формируется в процессе активной речемыслительной деятельности. Во время работы над заданием ученики совершают несколько мыслительных операций (сравнивают, обобщают, группируют и т.д.), развивается аналитическая деятельность, логическое мышление, более напряжённо работает внимание.

Инновационным видом работы с упражнением является самостоятельная формулировка учениками заданий в соответствии с темой урока. Такая работа позволяет тщательно анализировать учебный материал и более осмысленно выполнять задания.

Значительное место в формировании коммуникативной компетенции,  речеведческих и интеллектуальных качеств  отводится текстовым упражнениям, когда учащиеся полнее и точнее понимают значение и назначение языковой единицы (слова, словосочетания, предложения, текста) и имеют перед собой образец для развития собственной речи. Подбираются для анализа и разбора тексты, имеющие воспитывающе-познавательный характер, что позволяет воздействовать и на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствовать его знания об окружающем мире и своим содержанием поддерживать интерес школьников к русскому языку.

Работа с текстовыми упражнениями организуется в несколько этапов: восстановление или составление текста (текст в готовом виде не предлагается); частичная или полная запись текста (что именно и как писать определяют ученики); проверка правильности выполнения задания.

Виды работы с текстовыми упражнениями:

восстановление текста по разного типа схемам, таблицам;

восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме;

 восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам;

восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк, по смыслу и плану-схеме;

 восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями;

 составление тематической зарисовки;

составление текста, который нужно сократить и завершить;

завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом [4, с. 10].

Учитель. Прочитайте полученный текст вслух. Рассмотрите дополнительную запись, сформулируйте письменное задание.

Первую часть исходного текста списать без изменения. Из второй исключить восклицательное предложение. Из третьей и четвёртой выписать предложения с прямой речью. Получится новый текст.

Упражнение

Путники стали высказ...вать догадки, что бы это значило. Один предположил: «Источник течёт непрерывно и словно говорит: будь деятельным, работай неустанно!» Славный совет!

«Не ленись испыт...вать своё сердце: сохранило ли оно такую же чистоту и ясность, как вода в этом источнике», - совет...вал следующий. И не напрасно. Ведь подвиги могут объясняться не только благородством, но и желанием прославиться.

Второй запротест...вал: «Здесь, бесспорно, другой урок. Не может заслуж...вать уважения тот, кто стремится лишь к собственной выгоде.» Действительно, ключ утоляет жажду всякого. Это значит: работай не только для себя, но и для людей.

В жаркий полдень три путника бесед...вали у чистого прохладного ручья. Над ключом угад...валась надпись: «Человек, будь похож на этот источник».                                                                                     (По рассказу «Источник»)

                                   1 ч.

            1                     2 ч. –                  !                                              2

                                   3 ч.             А: «П. П.»

                                   4 ч.             «П,» - а    .

 

Учитель. Прочитайте про себя части текста, сформулируйте устное задание к упражнению.

Нужно восстановить текст, расположив его части в логической последовательности.

Учитель. Задание сформулировано верно. Внесу в него некоторые изменения.

1 и 2 части пишут все, а 3 и 4 напишем по вариантам. Первый вариант выберет для себя ту часть, в которой оба глагола по теме урока одного вида. Второй напишет ту, в которой есть глаголы разных видов.

Учитель. Укажите пары глаголов, которые можно объединить по орфографическому принципу.

Учитель. Объясните знаки выделения в предложениях с прямой речью.

Подобного типа упражнения позволяют расширить масштабы творческой деятельности на уроках, делают ее разноплановой, неординарной. Наряду с усвоением изучаемой темы осуществляется сопутствующее, но основательное повторение ранее изученного, увеличивается объем проработанного материала, улучшается качество приобретаемых учащимися лингвистических знаний, умений и навыков.

Не ослабевает роль средств субективизации  обучения и на завершающем этапе урока, на котором подводится итог проделанной работы. Опрос-итог заключается в том, что учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии. Например: что на уроке было главным? Что нового узнали сегодня? Чему учились? Если позволяет время, то выслушиваю ответ на один и тот же вопрос нескольких учеников. Мнения могут быть разными, но не добиваюсь, чтобы главным назвали именно то, что считаю таковым я. Другое дело - могу наравне со всеми высказать и своё мнение. Часто домашнее задание предлагаю учащимся выбрать самим, предварительно обсудив с ними вопрос: «Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён?» При регулярном использовании этого приёма повышается сознательность выполнения домашнего задания.

Урок с применением методики обучения русскому языку  средствами субъективизации  развивается по определённому сценарию. Он требует от учителя предварительно продуманных,  чётко,  грамотно  сформулированных вопросов и заданий, а от учащихся-аргументированных,  доказательных, развёрнутых ответов в виде текста-рассуждения,  текста-умозаключения,  текста-обоснования.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основано на следующих принципах [3, с. 7]:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются компетенции, закрепляются лингвистические знания, развиваются  умения и навыки совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2.  Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип  обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы. 

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.   Реализовать  эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Цели. В педагогическом процессе, основанном на таких принципах, цель ставится на перспективу, т.к. она требует от учителя и учеников серьёзной работы. Это формирование языковой компетенции, т.е. практическое владение родным языком, его словарём с соблюдением языковых норм;  лингвистической компетенции, т.е. умения проводить элементарный анализ языковых единиц; коммуникативной компетенции, т.е. умения воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание; интеллектуальной компетенции, т.е. умения осуществлять анализ,  синтез,  обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

 В 5 классе  ко мне пришли учащиеся, не умеющие самостоятельно рассуждать,   анализировать,  делать выводы, устанавливать закономерности.  Из-за сложившихся трудностей пропал интерес к предмету  и, в целом, к учению. Проведение уроков русского языка по методике Г.А. Бакулиной (работаю с учениками 3 год) постепенно, медленно, но всё же помогло способствовать развитию языковой интуиции даже у самых слабых учеников. Удалось «разговорит неразговорчивых», пробудить интерес к интеллектуальной работе на уроке и дома. Большинство учащихся формулируют тему и цель урока, что позволяет на более осознанном, личностно-ориентированном уровне усваивать новый материал. Школьники внимательнее стали работать с текстом, что расширяет не только их лексический, но и интеллектуальный уровень. Речь обучающихся по методике Г.А. Бакулиной стала развёрнутой и  доказательной. Значительно повысилась познавательная активность, которая влияет на характер общения  в учебных и во внеучебных ситуациях. Школьники стали более открытыми, уверенными в себе, способными к содержательному интеллектуальному общению.

Трудности. Первая трудность - много времени занимает разработка уроков, составление логико-лингвистических  упражнений, хотя мне самой интересно открывать что-то ранее незамеченное. Данная методика как хорошая гимнастика ума не даёт стоять на месте, а заставляет постоянно совершенствоваться, углублять свои имеющиеся знания. Мною  разработан дидактический материал для учащихся 5 класса, который используют учителя школы.

 Вторая трудность – работа по методике Г.А. Бакулиной предусматривает развитие интеллектуальных способностей с начальной школы. Поскольку я начала обучать детей, которые до 4 класса не работали по этой методике, то даже процесс выработки умения ставить цель урока разделила на 3 этапа. На 1 этапе учащиеся вставляют слово в опорную схему, на 2- предлагаю начало предложения: «Повторить…, учиться  находить…», на 3 этапе ученики самостоятельно формулируют цель урока.

Развитие интуиции, творческого воображения и т.д. происходит не только на уроках, но и продолжается за рамками  урока. Я веду курс «Введение в исследовательскую деятельность». Мои ученики с удовольствием занимаются, пишут работы и участвуют в  школьных научно-практических конференциях.

В чём ценность опыта? Повысился интерес к предмету, о чём свидетельствуют устойчивые результаты по  русскому языку. Мои ученики являются неоднократными победителями школьных, районных олимпиад по русскому языку. Повысился процент участия в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».  Впервые в практике работы школы мой ученик 6 класса набрал 102 балла (из 120 возможных). С большим желанием учащиеся участвуют в районных, городских, краевых творческих конкурсах и занимают призовые места. На уроках русского языка успешно реализуются принципы педагогики сотрудничества, педагогики поддержки, формируются субъект-субъектные отношения, когда учитель и ученик выступают соавторами учебного процесса.

В заключение приведу слова К.Д. Ушинского, которые мне близки: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших… Пробудим требования, откроем средства, - дела появятся сами». В этих словах заключен огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов.


Список литературы

 

1.      Борисова Е., Логинова Г. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов. М., 1999.

2.      Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации // Русский язык в школе № 3, 2003.

3.      Бакулина Г.А. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе № 1, 2002.

4.      Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка: Интеллектуальное развитие школьников. – М.: Владос, 2004.

5.      Донская Т.К. Развитие творческой самостоятельности в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе № 2, 1991.

6.      Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2000.

7.      Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

8.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

9.      Якиманская Н.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz